В чем причины повышенной заболеваемости?

Среди многих причин высокой заболеваемости можно назвать одну из важнейших – недостатки в физическом воспитании и закаливании. Из всех факторов наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм оказывает воздушная среда, солнечная радиация и вода. С самого детства надо научить ребенка приспосабливаться ко всем изменениям внешней среды. Это закаливание. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.

Приспосабливаясь к внешним условиям, организм способен изменять свои теплопотери. Это увеличение или уменьшение количества крови, протекающей к кожным покровам. Это также зависит от способности капилляров сужаться или расширяться.

В процессе закаливания под воздействием пониженных температур происходит тренировка и совершенствование терморегуляционных механизмов, которые в детском возрасте, особенно в раннем и дошкольном периодах недостаточно развиты. И поэтому при действии холода быстро наступает переохлаждение организма. Под влиянием охлаждения проявляет себя также рефлекторная реакция верхних дыхательных путей: набухает слизистая носа и других воздухо-носовых путей, повышается проницаемость повторного эпителия, выделяется серозное отделяемое, что проявляется насморком, чиханием, кашлем. При охлаждении ступней ног у незакаленных людей проявляется аналогичная рефлекторно обусловленная реакция со стороны слизистых верхних дыхательных путей, заканчивающаяся такими патологическими проявлениями.

С помощью закаливания создаются условия для повышения резистентности организма. При закаливании происходит изменение кровотока как в сосудах кожи и подкожной клетчатки, так и во внутренних органах. Изменяются частота сердечных сокращений и дыхания, показатели артериального кровяного давления. Это ведет к повышению уровня обмена веществ и реактивности организма, улучшению состояния нервно-психической сферы, эндокринной системы.

С чего начать закаливание детей

Постоянно проветривать помещение

Если на улице не очень холодно, открывать форточку на весь день, температура в помещении после проветривания должна быть равна 16-19 .

Одежда

Нельзя надевать дома шерстяные носки, валенки, теплые свитера.

Прогулки

Продолжительность прогулок должна быть не менее 3 часов в день.

Принятие воздушных ванн

Начинать нужно с 2-3 минут, постепенно доводя до 20 минут, каждый день прибавлять по 1 минуте. Температура воздуха должна быть 24 , снижение температуры до 16

через 2-3 дня снижение на 1).

Принятие солнечных ванн

Начинать нужно с 4 минут (по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку). Прибавлять по 1 минуте в каждом положении каждые 2-3 дня. Солнечные ванны для детей:

  • 3-4 года – 12-15 минут;
  • 5-6 лет – 20-25 минут;
  • 7-8 лет – 20-30 минут.

Следить, чтобы ребенок не обгорел, головной убор обязателен.

Воздушные ванны для закаливания

Использовать воздух в качестве закаливающего средства необходимо

постоянно, во все времена года. Действие воздуха должно оказывать благотворное влияние, стимулирующее правильный рост и развитие ребенка.

Начинают воздушные ванны при температуре воздуха в помещениях, где они осуществляются, в пределах +22- +19 С. Постепенно температуру понижают путем проветривания до 18-17 С для детей в возрасте от 1 года до 2 лет и до 16-15 – для детей 2-3 лет. Начальная продолжительность ванн – 2-5 минут, увеличивающаяся через 2-3 дня на 1-2 минуты, достигая 10-15 минут. Важно следить за тем, чтобы у ребенка не возникло переохлаждение – ванна при появлении «гусиной кожи» прекращается. Ежедневно можно проводить 2-3 воздушные ванны.

Дети в возрасте 4-6 лет могут с пользой для здоровья принимать воздушные ванны в несколько охлажденных условиях, начиная с температуры воздуха +18 - +17 С с постепенным снижением и доведением до +13 - +12 С при условии хорошей переносимости детьми охлаждения. Продолжительность первой ванны – до 5 минут, затем до – 8-10 минут и более. Тело при этом постепенно освобождается от одежды: сначала – руки и ноги, затем – туловище. Надо постоянно воспитывать у детей спокойное отношение к этим процедурам и стимулировать проявление положительных эмоциональных ощущений.

Солнечные ванны

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Биологическое влияние на живой организм оказывают главным образом ультрафиолетовые лучи.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез, желудочно-кишечные расстройства).

Есть ряд противопоказаний к применению солнечной радиации в целях закаливания. Не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям старшего возраста с резким отставанием в физическом развитии, страдающим малокровием, с повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным светом и отраженными солнечными лучами.

При закаливании солнечными лучами необходимо помнить, что солнце действует на организм гораздо сильнее, чем вода и воздух. Лучшим периодом для пребывания детей под лучами солнца является время от 10 до 12 часов дня. Солнечные ванны можно принимать не ранее чем через полтора часа после еды и заканчивать не позднее, чем за 30-40 минут до еды.

Начинать необходимо со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего ребенку оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн ребенка оставляют под прямыми лучами солнца на 5-6 мин., а затем вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого ребенка раздевают, оставляя в трусах и майке, а затем в одних трусиках. Непрерывное пребывание под солнцем вначале составляет 5 минут, постепенно его доводя до 10 минут. В течение дня продолжительность солнечных ванн может быть 40-50 минут. Эти мероприятия являются хорошей профилактической мерой против простудных заболеваний и другими болезнями.

Хождение босиком

Примерный годовой план закаливания ходьбой босиком

Апрель. Ходьба по комнате в носках. Во второй половине месяца ходьба босиком по ковру от 1 до 1,5 часа. Ножные ванны 2 раза в день с постепенным снижением температуры воды от 30 С до +20 С.

Май. Ходьба босиком по комнатному полу от 1,5 до 2 часов в день. Кратковременное выбегание на нагретый асфальт (землю, траву). Ножные ванны с постепенным снижением температуры воды от +20 до +8 С.

Июнь-июль.Постоянное пребывание босиком дома. Холодные ножные ванны при температуре воды от +8 до 10 С. Ходьба по кромке водоема и мокрому песку. Ходьба босиком по траве, песку, неровной поверхности и гальке (30-50 минут). Пробежки босиком (1-5 минут).

Август–сентябрь. Использование режима предыдущих месяцев. Кратковременное применение сильных тактильных раздражителей: стерни и опавшей хвои. Ходьба и бег по мокрому асфальту и камням (до 1 часа).

Октябрь-ноябрь. Контрастные холодно-горячие ножные ванны. Попеременная ходьба босиком то по комнате, то по двору. Увеличение пробежек босиком.

Декабрь-январь-февраль. Использование режима предыдущих месяцев. Контрастные ножные ванны с применением снеговой воды. Пробежки босиком по снегу с постепенным увеличением продолжительности от 1 до 10 минут. Обтирание ног снегом в теплом помещении. Проведение части зарядки босиком во дворе (при выбегании на снег смажьте стопы и пальцы жиром).

Водные процедуры

Вода по сравнению с воздухом является более сильным средством закаливания, так как обладает большей теплопроводностью и теплоемкостью. Водные процедуры должны быть короче по времени.При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды.

Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший массаж ее, способствует лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию. Водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна.

Обтирание – начальный этап закаливания водой. Обтирание производят полотенцем, губкой или просто рукой. Сначала обтираются до пояса, затем переходят к обтиранию всего тела. Потом обтирают голову, шею, руки, грудь, спину мокрой губкой и растирают до красноты полотенцем. Затем обтирают ступни, голени, бедра, т.е. обтирание выполняется от периферии к центру. Продолжительность процедуры 5 минут. Для начала температура воды 34-36 С. Через каждые 3-4 дня температуру снижать на 1 . Температура воздуха не ниже 18 .

Обливание –следующий этап закаливания. Действие низкой температуры и небольшое давление струи падающей воды на поверхность тела. Для начинающих температура воды 30 С, температура воздуха 18-20 С. Противопоказаны обливания лицам с повышенной возбудимостью. Вся процедура с последующим растиранием длится 3-4 минуты.

Душ – более сильнодействующая процедура. Для начинающих температура воды 30-35 С, продолжительность 1 минута. При окончании энергичное растирание. Контрастные души – попеременное использование теплой и холодной воды.

Прием ванн можно начинать, когда организм хорошо адаптируется к охлаждению. Перед этой процедурой хорошо выполнять физические упражнения и самомассаж. Снижение температуры воды на 2 С каждые 2 дней могут люди от 16 до 39 лет, а на 1 люди от 40 до 60 лет. Начинать необходимо при температуре воды 30-38 С, температура воздуха 18-20 С.

Купание в открытых водоемах надоначинать с температуры воздуха и воды 18-20 С, прекращать купание при температуре воздуха 14-15 С, температуре воды 10-12 С. Купание лучше утром и вечером, сначала 1 раз в день, затем 2-3 раза, промежуток между купаниями 3-4 часа. Нельзя входить в воду разгоряченным или в охлажденном состоянии.

Обмывание стоп (перед сном). Начинать с температуры воды 25-28 , постепенно снижая каждые 2-3 дня на 1 , и довести до температуры 12-15 . Растирать стопы 1-3 минуты после обмывания (до покраснения).

Контрастные ножные ванны. Приготовить два ведра: одно с горячей водой (t=35 ), другое с холодной (t=15 ). Опустить ноги в горячую воду на 2-3 минуты, затем в холодную на 30 с. Повторить 2-3 раза. Эта процедура повышает устойчивость организма к различного рода простудам.

Больше внимания осанке!

Дошкольный возраст—период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости-разгибатели недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы—разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, назовем лишь некоторые:

Отклонения в осанке не только неэстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов.

Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие — меньшее поступление кислорода к тканям.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.